С развитием интернет технологий возникла необходимость в специальных способах идентификации документов, пересылаемых в через интернет. Для этих целей была разработана технология электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Широкого распространения среди обычного населения этот вид заверения документации не нашёл, и применяется в основном в сегменте финансовых услуг, разных видов торгов и бухучёте. При оплате счетов или подаче документации ЭЦП становится незаменимым помощником, упрощающим все виды платежей. В подлинности полученного онлайн-документа необходимо удостовериться. Самый простой способ – проверка электронной подписи через «Госуслуги».
Зачем нужна электронная подпись?
Сформировать в электронном формате документ может любой гражданин России, и это не противоречит законодательству. ЭЦП позволяет:
- идентифицировать личность подписавшего документа;
- определить достоверность документации;
- удостовериться, что полученный файл был отправлен не случайно;
- документально пользоваться присланными сведениями, даже в случае отказа владельца.
Для проверки используются специальные сервисы, позволяющие расшифровать специальный код. ЭЦП бывает в виде картинок, цифрового ключа или без визуального отображения. Сложность расшифровки обеспечивает надёжность, защищённость и безопасность документации.
Основные этапы проверки
Проверить цифровую подпись через портал «Госуслуги» можно даже незарегистрированным пользователям. Потребуется только сам документ или файл и доступ в интернет. Через любой браузер зайдите на старую версию сайта gosuslugi.ru/pgu/. Спуститесь вниз страницы и нажмите вкладку «Справочная информация».
На новой странице появятся разные разделы. Выберите кнопку «Электронная подпись».
В появившемся окне осуществляется проверка.
Возможности по типам идентификации
Существует несколько вариантов удостовериться в истинности документа. Для этого необходимо выбрать нужный пункт. Проверка осуществляется по следующим позициям:
- сертификата, то есть предоставляется информация о владельце, органе, выдавшем документ, сроке его действия;
- опеределение подлинности файла, имеющего электронную подпись;
- соответствие утилитами сайта отсоединённой ЭЦП.
Процедура проверки заключается в последовательности следующих действий. Кликнуть по кнопке «Сертификат». Затем выбрать «Загрузить файл». Найти нужный документ на компьютере или внешнем носителе, подтвердить загрузку.
Важно! Не забудьте ввести коды с прилагаемой картинки.
Нажать на «Проверить». Через некоторое время будет выдана вся информация. После проверки сертификата следует удостовериться в подлинности документа с ЭЦП. Для этого кликнуть по соответствующей кнопке из указанного ранее перечня. Файл загружается аналогичным образом с компьютера и нажимается кнопка «Проверить».
Электронная подпись может быть отсоединённой от основного документа. В этом случае удостовериться в подлинности можно следующими способами:
- с помощью автоматической проверки на портале;
- получить подтверждающую информацию по значению хэш-функции.
Для автоматического удостоверения нужно нажать на третью строчку, где указывается способ отсоединённой электронной подписи.
Затем отдельно загружаются файлы с документом и подписью. Процедура аналогична вышеописанной.
Для проверки по значению хэш-функции требуется специальная утилита. Нажать на четвёртую ссылку, выбрать операционную систему.
На компьютер будет скачан архив, который следует открыть любым архиватором. Затем запустить файл «Cpverify.exe». Файл с документом загружается в указанное поле, а значение хэш-функции берётся из программы Cpverify. Подтвердить действия соответствующей кнопкой проверки.
Рассмотрены несколько способов, которые зависят от способа прикрепления ЭЦП к основному файлу.
Ошибки работы портала с ЭЦП
С порталом электронного правительства в некоторых случаях бывают сбои в его работе. Если все услуги работают нормально, а при загрузке документа «Госуслуги» не видит электронную подпись. Решение проблемы:
- Необходимо проверить правильность введённого адреса, ввести его в список надёжных ресурсов для своего браузера и антивируса.
- Переустановить приложение КриптоПро.
- Обновить специальный плагин работы с электронной подписью по ссылке ds-plugin.gosuslugi.ru/plugin/upload/lndex.spr.
Внимание! Если предпринятые меры не изменили ситуацию, следует позвонить или обратиться в Службу поддержки. Необходимо сделать скриншоты с экрана, нажав PrintScreen и использовать «Ножницы». Сохранить в формате JPG и отправить вместе с сообщением.
Ещё одной из причин, когда на портале «Госуслуги» обращение к средству электронной подписи зависает, может быть несоответствие версий браузера и плагина. Необходимо сверить эти версии. Для режима «Инкогнито» не забудьте отметить галочкой «Разрешить использование в режиме инкогнито».
Если выскакивает сообщение, что на портале «Госуслуги» нет действующих сертификатов электронной подписи, то перед обращением в Службу поддержки можно провести самостоятельную диагностику. Убедитесь в следующих позициях:
- Средство ЭЦП установлено на компьютере. Как правило, это программа КриптоПро CSP. Отражается в меню «Пуск».
- Установленная программа может не функционировать из-за того, что не введён лицензионный ключ. Необходимо провести тестирование и удостовериться, что ключ введён.
- Забыли вставить носитель ключа. Если применяется защищённый носитель, то требуется установить специальный его драйвер, который будет показан утилитой.
- Программа должна видеть ЭЦП и сертификат.
В некоторых случаях приходится переустанавливать плагины Ростелекома на более новые версии. Но самостоятельно лучше не предпринимать никаких шагов, а получить квалифицированные рекомендации от Службы поддержки.
Выводы
ЭЦП чаще всего пользуются юридические лица. Среди физлиц этот вид подтверждения подлинности документа не получил распространения. Но так как портал «Госуслуги» постоянно развивается и постепенно документооборот переходит в область интернет технологий и дистанционного обслуживания, то навыки использования ЭЦП становятся необходимостью. Через портал электронного правительства эта процедура идентификации не занимает много времени и удобна для каждого пользователя.