В связи с большим документооборотом, который на данный момент наблюдается в интернете, возникла необходимость осуществления идентификации личности граждан и организаций и в удаленном доступе. Электронно-цифровая подпись для физических лиц как раз дает право подтверждения личности подписанта. Она представляет собой последовательность символов, являющуюся уникальной, и генерируемую посредством преобразования информации, которая содержится на флешке. По своей сути, включая подобное устройство памяти, пользователь имеет возможность выгрузить такую последовательность символов и использовать ее в определенных целях для оформления сделки, документации участия в торгах в удаленном доступе.
Суть электронного визирования
Нормативно-правовым актом, позволяющим осуществлять получение ЭЦП для физических лиц, является Федеральный закон № 63, содержащий в себе:
- основные положения, регулирующие применение такой подписи;
- классификацию существующих инструментов подтверждения личности и конкретную сфера применения каждой из них;
- требования, предъявляемые к использованию, и нормы применения;
- основание для проверки ЭЦП онлайн, которая может осуществляться при ее загрузке.
Применяемые электронные подписи делиться на два основных вида:
- Обычная.
- Усиленная, что в свою очередь также разделяется на два подвида: неквалифицированная и квалифицированная.
Рекомендация. Перед тем, как получить ЭЦП для физических лиц, следует внимательно изучить, для каких целей она может использоваться. Такой шаг предотвратит затрату лишних средств и позволит определиться с дополнительными опциями, которые потребуются для оформления.
Простая подпись
Наиболее распространенной ЭЦП, используемой физическими лицами, является своеобразный логин, присвоенный лицу. Такая подпись по причине простоты своего составления не имеет никаких степеней защиты и может использоваться только с целью идентификации гражданина. Подобного типа ЭЦП для физических лиц оформляется бесплатно и сфера ее применения достаточно ограничена:
- составление писем и их отправка.
Следует знать. Отсылаемые письма могут содержать запросы или жалобы в государственные органы и учреждения – Федеральную налоговую службу, Росреестр, муниципалитет и т.д.
- запись на прием в государственные учреждения.
Процедура получения электронной подписи такого уровня представляет собой простую и короткую схему, состоит из следующих шагов:
- регистрация в режиме онлайн;
- введение необходимых данных;
- получение кода доступа, что будет выслан на указанный номер телефона или адрес электронной почты.
Виза с большим объемом возможностей
Вторым типом подписи, который может использоваться гражданами, является неквалифицированная онлайн-виза – УНЭП. По своему статусу она уже стоит на ступень выше простой подписи, но все же имеет некоторые ограничения по использованию. Задействованные системы идентификации личности в такой ситуации уже могут определить субъекта и удостоверить тот факт, что применяет ее на самом деле человек, от имени какого производятся определенные действия.
Сфера применения визы более обширна и представлена следующими областями:
- возможность подтверждения гражданско-правовых договоров, заключаемых физическими лицами;
- проставление подписи на актах приема-передачи. В большей мере такая функция может использоваться при фиксации выполнения каких-либо услуг;
- при подаче заявления, содержащего просьбу о предоставлении услуг муниципального характера.
Получение такой подписи выполняется специализированных центрах и выдается вона посредством проверки предоставленных документов гражданами. Из основных преимуществ таких подписей необходимо выделить то, что получить ее можно бесплатно. Кроме того, большинству лиц вполне достаточно использовать те ограниченные функции, которые она позволяет осуществлять.
ЦП с максимальным набором возможностей
Квалифицированная виза – инструмент, сравнимый с удостоверением личности. По факту ее использование аналогично представлению паспорта гражданина при обращении в государственные органы.
Важно. Подобная ЭЦП может быть использована практически в любом случае идентификации личности. К их оформлению прибегают в случае, когда требуется взаимодействие с государственными органами или учреждениями, а также при заключении юридических сделок.
Основными отличиями ее от визы неквалифицированного характера является:
- Квалифицированная имеет ключ проверки, что прошел регистрацию через Федеральную службу безопасности. Подобный факт дает право использовать ее в любой ситуации подтверждения личности.
Справка. Квалифицированная подпись может быть использована даже в ситуациях общения с судебными инстанциями.
- Предоставление такой визы осуществляется платно.
- ЦП такого типа имеет ограниченный срок действия – он составляет 1 год.
- При оформлении новой визы по истечении срока действия старой снова придется оплачивать весь спектр услуг организации.
- На данный момент минимальная стоимость оформления ЭЦП составляет 700 рублей. Такая оплата потребуется за предоставление ограниченного набора возможностей. Чем больше будет их перечень, тем выше может быть стоимость.
Полезно знать. Как показывает практика, наиболее оптимальным вариантом визы является неквалифицированная электронная, дающая возможность выполнения большого спектра информации. Выбор типа визы будет зависеть от тех функций, что необходимы физическому лицу.
Действия с ЦП
Рассматривая более подробно перечень действий, которые позволяет выполнить неквалифицированная виза, необходимо выделить такие:
- возможность в полном объеме пользоваться теми услугами, что предоставляются единым порталом государственных услуг.
- оформление заявления на выдачу загранпаспорта. Для этого даже нет необходимости личного посещения – пользователь, оставивший заявку, должен будет явиться исключительно для получения документа.
На заметку. При оформлении через интернет заявки на заграничный паспорт граждане РФ имеют возможность экономии 30% на оплате государственной пошлины.
- замена водительского удостоверения;
- проверка выписанных в отношении лица штрафов за нарушения правил дорожного движения;
- просмотр информации по текущим задолженностям по налогам или судебным взысканиям;
- подача заявки на получение разрешения по строительству частного дома;
- проверка состояния лицевого счета по накоплению пенсии;
- часто физические лица получают ЭЦП для Росреестра. Таким образом граждане могут выполнять большой спектр действий по подаче заявлений и оформлению документов;
- предоставление справки об отсутствии судимости. Она требуется многим гражданам при оформлении на новое место работы;
- подача документов для получения налогового вычета, связанного с приобретением недвижимости, обучением детей, предоставлением медицинских услуг и т.д;
- постановка на учет в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица при возникновении такой необходимости;
- выполнение различных функций на сайтах или официальных порталах службы судебных приставов, судов (арбитражных или районных);
- проведение торгов по банкротству – ЭЦП для физических лиц позволяет приобретать имущество, реализуемое организациями, которые продают свои активы для возможности погашения долгов перед кредиторами;
- участие в других электронных торгах. Это может быть приобретение различного рода услуг, движимого и недвижимого имущества.
Применение ЦП квалифицированного типа
Основными функциями расширенной визы, благодаря которым ее оформляют, являются следующие:
- более широкий спектр действий, что можно осуществлять при участии в электронных торгах;
Для справки. Существует несколько типов электронной визы, которая может применяться на торгах. Стоимость ее может колебаться в пределах от 1,5 до 7 тыс. рублей.
- официальное трудоустройство удаленного характера. Подобная возможность определена вступившей в силу главой Трудового кодекса Российской Федерации 49.1. Согласно ее определениям подписываемый трудовой договор и все документы, относимые к кадровому делопроизводству, признаются действительными наравне с теми, которые завизированы обычной подписью лица;
- формирование заявления по перечислению пенсионного обеспечения на банковский счет;
- направление заявки по патентованию полезного изобретения или товарного знака;
- оформление заявки на поступление в учебное заведение;
- получение кредитного обязательства;
- организация предпринимательской деятельности по предоставлению средств в долг.
Это интересно. Получение цифровой подписи на сегодняшний день – необходимость, связанная с постоянным обращением в различные органы и оформлением документации через интернет. Как вариант, любой гражданин может заранее получить инструмент визирования, чтобы впоследствии при возникновении потребности воспользоваться ей.
Оформление ЦП
Многие граждане с целью экономии времени задаются вопросом относительно того, каким образом можно оформить ЭЦП для физического лица с доставкой для Росреестра и прочих организаций государственного назначения. Для этого потребуется обратиться в одну из организаций, предоставляющих такие услуги. Заранее необходимо будет подготовить пакет документов, состоящий из следующего перечня:
- паспорт;
- идентификационный код;
- свидетельство пенсионного страхования – СНИЛС.
Сумма к оплате будет зависеть от выбранного перечня услуг, которые могут быть дополнены следующими:
- Проверка сертификата ЭЦП.
- Предоставление защищенного носителя в составе тарифного плана.
- Ускоренные действия по выдаче визы, когда ее оформление осуществляется в сжатые сроки.
- Сопровождение полученного сертификата;
- Прочие услуги, предоставляемые конкретными организациями (проверка ЭЦП фирмой «Контур», «Контур.Крипто», «Контур.Вебдиск», лицензия на право использования СКЗИ) и т.д.
Получение ЦП
Для удобства клиентов таких организаций существует возможность оформления предварительной заявки и посещение выбранной организации только для того, чтобы забрать ЭЦП:
- Ознакомление с имеющимися предложениями фирмы и выбор того перечня товаров, который необходим.
- Регистрация в интернет-магазине фирмы в качестве физического лица.
- Получение на указанный адрес электронного ящика счета к оплате, перечня необходимой документации, требуемого к предоставлению.
- Выбор офиса, где будет забираться ЭЦП.
- Оплата, предоставление необходимого пакета документации и получение заказанного пакета услуг.
На сегодняшний день большое количество документооборота осуществляется посредством интернет-соединения. Запись на прием к врачу, подача документов на получение загранпаспорта, оформление водительского удостоверения, получение кредита – любое из таких действий уже можно осуществить не выходя из дома. Обращаясь в организацию с целью создания цифровой подписи, стоит внимательно изучить их типы и возможные способы использования, чтобы выбрать именно ту, которая будет необходима на данный момент.