На смену бумажным носителям информации приходят электронные. Это позволяет существенно снизить нагрузку на специалистов госорганов власти. На сегодняшний день наиболее популярным и удобным для налогоплательщиков методом взаимодействия с фискальными структурами является применение электронного документооборота. Его достоинства уже в полной мере оценены пользователями веб-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который находится на интернет-ресурсе ФНС РФ. Функционал сервиса очень широк: контроль расчетов по налогу на имущество, отслеживание хода проверки поданных деклараций, просмотр данных о доходах в форме справки 2-НДФЛ, уплата сборов и пр.
Со второго полугодия 2015 в НК РФ внесены некоторые поправки относительно данного способа контактирования с фискальной службой. Теперь физлица могут направлять налоговые документы, подписанные с помощью усиленной неквалифицированной электронной подписи. Только такого рода файлы могут быть приравнены к бумажному документу, подписанному собственноручно.
Что такое ЭЦП?
Основным назначением цифровой подписи является идентификация гражданина, который подписал электронный файл. Такие документы в настоящее время очень распространены.
Юрлица не могут сдать документацию без наличия ЭЦП, так как приемная система не сможет идентифицировать лицо, сдавшее их.
Согласно ФЗ №63 существуют следующие типы электронных подписей:
- усиленная, которая в свою очередь бывает квалифицированной и неквалифицированной;
- простая.
Простой вид подразумевает применение пароля, кода или иных средств.
Усиленная же генерируется при помощи криптографических средств шифрования и преобразует данные на ключе. Этот тип более точно идентифицирует гражданина, подписавшего документацию, осуществляет контроль за изменениями, вносимыми после подписания документов. УЭП создается с применением специальных приспособлений.
Внимание: Квалифицированная УЭП должна быть подтверждена таким же сертификатом.
Такой вид подписей предоставляется только в специализированных центрах. Неквалифицированную же ЭЦП возможно получить без обращения в лицензирующие организации. Достаточно пройти процедуру идентификации.
Какие же действия можно совершать, имея ЭЦП?
- предоставляется возможность регистрации на порталах ФНС, ПФР, ФСС с выделением персонального кабинета на каждом ресурсе;
- подпись может быть использована при подаче документации на сайтах вышеуказанных госструктур, а также на портале «Госуслуги».
Управление налогами через персональный кабинет ФЛ
Каждый плательщик налогов вправе завести персональный кабинет на интернет-портале ФНС. Это можно выполнить, используя один из следующих вариантов:
- с помощью регистрационной карты, выдаваемой в каждом подразделении ФНС, обслуживающем физлиц. При этом неважно, где состоит на учете налогоплательщик;
- через учетную запись ЕСИА, которая выдается в отделениях Почты России или МФЦ при получении госуслуг;
- посредством цифровой подписи. Доступ ко всем функциям ресурса ФНС можно получить путем применения ЭЦП. Она может быть получена в аккредитованном удостоверяющем центре, которые одобрен Минкомсвязи РФ. Подпись такого рода можно хранить на любом электронном носителе информации: флэш-накопитель, диск, смарт-карта и т.п.
Физлицо может получать следующие услуги на сайте:
- быть в курсе о начисленных налогах, подлежащих оплате;
- выполнить сверку по сборам с ФНС;
- получать бланки квитанций на оплату;
- быть в курсе действующих налоговых ставок и возможностях получения льгот по налогам;
- может взаимодействовать с ИФНС: подавать заявки, принимать ответы, письма, разъяснения.
- оплачивать налоги в электронном формате;
- скачать, заполнить и отправить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
Как оформить ЭЦП
Как получить электронную подпись для налоговой ИП? Для начала необходимо подготовить перечень определенных документов для удостоверяющего центра. В этот список включены:
- паспорт владельца сертификата или его официального представителя (оригинал);
- СНИЛС владельца (копия);
- нотариально заверенная доверенность на получение материальных ценностей (если осуществляется продажа usb-токена);
- доверенность на право быть владельцем сертификата при необходимости;
- доверенность на право подачи документов в УЦ и получить свидетельство(если эти действия выполняются представителем).
Важно знать: Чтобы пользователь мог применять ЭЦП на своем компьютере, ПК должен соответствовать определенных техтребованиям. Подпись выдается на платной основе.
Создание ЭЦП через сайт ФНС
Все указанные варианты формирования цифровой подписи не позволяют осуществлять деловую переписку с фискальными органами. Ниже приведен вариант генерации электронной подписи в личном кабинете налогоплательщика для совместной работы с ИФНС.
Для начала необходимо зарегистрироваться на официальной веб-странице ФНС, а потом использовать следующую инструкцию:
- зайти в раздел «Профиль»;
- кликнуть на кнопку «Получение сертификата ключа проверки ЭП»;
- сервис отправит заявку и спустя какое-то время утвердит ее.
Срок действия полученного ключа равен 1 году. Потом процедуру следует повторить.
Важно: Данный метод получения ЭЦП могут применять только физлица, а сертификат прикладывается при взаимодействии с ФНС и не может быть использован на портале госуслуг.
Таким образом, получение электронной подписи в личном кабинете налогоплательщика позволяет выполнять действия с налоговой отчетностью, не выходя из дома. Это дает возможность существенно экономить время и силы не только граждан, но и сотрудников ФНС. Поэтому количество пользователей такого формата контактирования с фискальными структурами растет.