Многие государственные услуги, оказываемые гражданам, подлежат обязательной оплате. Оформление сделок с недвижимостью предполагает обращение в Росреестр и оплату госпошлины. А стоимость регистрации права собственности на недвижимость, способы ее оплаты, а также обязательные плательщики указаны в Налоговом кодексе РФ.
Что такое госпошлина
Государственная пошлина – это денежный сбор, взимаемый с физических или юридических лиц при обращении в госорганы, учреждения и ведомства. Сбор придется оплатить, если обращение подразумевает оказание определенной услуги,например:
- подача и рассмотрение судебного иска в законодательно установленном порядке;
- оформление или расторжение брачного союза;
- нотариальное заверение любых договоров;
- регистрация любых сделок с недвижимостью в Росреестре;
- первичная выдача или замена общегражданского или заграничного паспорта;
- оформление и выдача свидетельств разного вида (о рождении, смерти и т.д.)в органах записи гражданского состояния;
- регистрация ООО и ИП;
- постановка на учет в ГИБДД транспортных средств и т.д.
Важно! Вся информация о размерах, способах оплаты и других нюансах взимания государственной пошлины собрана в главе 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правила оплаты госпошлины
Регистрация права собственности на недвижимость – это внесение изменений в данные о собственнике квартиры, или дома в общую информационную базу российского регистрирующего органа (ЕГРН). Прежде чем бежать к ближайшему банкомату и вносит денежные средства на счете Росреестре, необходимо внимательно изучить правила оплаты пошлины на регистрацию права собственности на квартиру:
- Сбор всегда оплачивает покупатель или иное лицо, которому отчуждается имущество.
- При оформлении сделки купли-продажи общий размер взноса в бюджет делится на количество покупателей в равных долях. При этом каждый оплачивает свою часть взноса по отдельной квитанции с указанием персональных данных (ФИО, адрес проживания, номер СНИЛС). Если участником сделки является несовершеннолетний гражданин в возрасте до 14 лет (например, покупка жилплощади на средства материнского капитала), платеж вносят его законные представители от своего имени.
- При наличии ошибок в персональных данных плательщика, регистрационные действия будут приостановлены. Чтобы не затягивать процесс потребуется заново вносить платеж, а предыдущую квитанцию отменять.
- При регистрации объекта недвижимости, приобретенного в браке и являющегося общей супружеской собственностью, государственный взнос может быть полностью оплачен одним из супругов.
Совет! Погашенная квитанция не входит в обязательный перечень документов, необходимых для проведения регистрационных действий. Но и без подтверждения поступления денежных средств на расчетный счет организации регистрация права собственности не будет начата. Поэтому заявитель может обратиться в Росреестр через 1-3 дня после оплаты или же сразу же предоставить квиток и не затягивать процесс.
Размер платежа
Госпошлина за регистрацию права собственности на дом, квартиру или земельный участок может существенно отличаться. В 2019 году установлены следующие тарифы при оплате обязательных денежных взносов в бюджет:
- переход права собственности на жилое помещения (квартира, дом, комната в коммуналке или общежитии) – 2000 рублей;
- оформление участка, расположенного на землях населенного пункта – 2000 руб.;
- регистрационные действия в отношении земли сельскохозяйственного назначения – 350 руб.;
- оформление права собственности на долю в общем имуществе в многоквартирном доме – 200 рублей;
- внесение изменений в ЕГРН при несоответствии документов с текущими персональными данными продавца (например, изменилась фамилия) – 350 руб.;
- регистрация собственности на квартиру в новостройке – 2000 руб.
Доступные способы оплаты
При оплате государственной пошлины граждане не ограничены в выборе удобного способа внесения денежных средств. Среди множества вариантов каждый плательщик самостоятельно выбирает наиболее удобный и доступный в конкретной ситуации:
- Банковские организации. Внесение денежных средств возможно при наличии заполненной квитанции (реквизитами получателя платежа, данных плательщика и т.д.).
- Расчетно-кассовые центры. Подобные учреждения созданы для приема и проведения различных платежей. Соответственно сотрудники РКЦ не только примут денежные средства, но и помогут заполнить бланк квитанции (при наличии реквизитов платежа).
- Терминалы оплаты. Чаще всего платежные устройства располагаются в самих отделениях Росреестра. Это удобно и для посетителей и для сотрудников. Чтобы внести денежные средства необходимо четко следовать инструкциям на экране терминала. Аппараты принимают только наличные деньги, а разница может быть зачислена на телефонный номер плательщика или перечислена в выбранный благотворительный фонд.
- Электронные платежные системы. Владельцы кошельков WebMoney, «Яндекс.Деньги», QIWI, PayPal и других платежных систем могут оплатить пошлину дистанционно. Для этого нужно войти в свой аккаунт и ввести реквизиты платежа. Важно учитывать, что может взиматься комиссия в размере от 1 до 10%.
- Отделения Почты России. Оплатить услуги регистратора можно и в ближайшем почтовом отделении. Плательщику потребуется предоставить заполненную квитанцию и собственный паспорт для идентификации личности.
Полезно! Оплаченная квитанция годна в течение 3 лет. Если по каким-то причинам сделка или регистрация собственности не произошла, плательщик может не отменять платеж, а перенести его на другую сделку.
Оплата государственной пошлины — неотъемлемая часть процедуры регистрации права собственности на недвижимое имущество. Оплачивать услуги регистрирующего органа обязаны все. Единственное исключение составляют малоимущие граждане, имеющие официальное подтверждение подобного статуса.