Несмотря на то, что ИНН входит в перечень обязательных документов совершеннолетнего гражданина, многие его не имеют. Это может быть обусловлено разными причинами, но необходимость получить индивидуальный номер налогоплательщика рано или поздно все равно наступит. И тогда нужно определиться, где получить ИНН физическому лицу наиболее быстро и комфортно.
Что такое ИНН и для чего он нужен
ИНН является уникальным идентификатором гражданина в системе налогообложения Российской Федерации. Получение свидетельства о постановке на учет и знание собственного номера налогоплательщика требуется физическому лицу в определенных ситуациях:
- при трудоустройстве;
- оформлении статуса индивидуального предпринимателя;
- для получения государственных услуг онлайн и т.д.
Поэтому получить свидетельство лучше до возникновения срочной необходимости в нем.
Где можно сделать ИНН
Оформить и получить номер налогоплательщика можно разными способами:
- В налоговой инспекции.
- В ближайшем отделении МФЦ.
- Через сайт ФНС РФ.
- На портале «Госуслуги».
Каждый гражданин может выбрать наиболее удобный и комфортный для себя способ.
В налоговой инспекции
Отделения ФНС расположены во всех средних и крупных населенных пунктах. Это существенно облегчает получение услуг и документов, а также уплату обязательных взносов и оформление ежегодных деклараций. Для получения ИНН физическому лицу потребуется:
- Прийти на прием в ближайшую инспекцию. Загруженность государственного ведомства позволяет гражданам приходить без предварительной записи.
- Посетить нужного специалиста. Каждый инспектор уполномочен на ведение и оказание определенного вида услуг.
- Написать заявление на постановку на учет в качестве налогоплательщика. Для этого гражданину нужно иметь при себе общегражданский паспорт.
- Получить документ через законодательно установленное время (5 рабочих дней с момента подачи заявления).
Важно! Чтобы заявление было принято с первого раза, его нужно заполнять большими печатными буквами, располагая каждую в отдельной клеточке, а также не допускать помарок, зачеркиваний и затертостей.
В отделениях МФЦ
Многофункциональные центры «Мои документы» помогают гражданам получать государственные и муниципальные услуги, предоставляемые различными госорганами и ведомствами. ФНС входит в этот список, поэтому получить ИНН через МФЦ можно. Для этого нужно следовать определенной инструкции:
- Предварительно записаться на прием. Данное действие не является обязательным, но может существенно сократить время ожидания в очереди. Запись осуществляется через официальный сайт организации или администратора конкретного отделения по телефону.
- Озвучить свое намерение и предоставить необходимые документы. В зависимости от ситуации и того, кому нужно налоговое свидетельство (ребенку, иностранцу и т.д.), могут потребоваться разные документы: паспорт, свидетельство о рождении, справка о прописке, вид на жительство и т.д.
- Написать заявление. Сотрудник центра предоставить посетителю пустой бланк и поможет его правильно заполнить.
- Получить расписку о принятии заявления. Она потребуется для получения заказанного свидетельства после его готовности.
Полезно! Сотрудники многофункциональных центров не самостоятельно изготавливают заказанные документы, а лишь являются посредниками между госучреждениями, ведомствами и гражданами. Поэтому срок ожидания готового налогового свидетельства увеличивается на 2-3 дня.
Через сайт ФНС РФ
Если получить ИНН нужно срочно, можно сделать это дистанционно на официальном сайте ФНС России. Чтобы получать услуги онлайн гражданину потребуется зарегистрироваться на сайте, а затем следовать определенному алгоритму действий:
- Зайти на сайт nalog.ru.
- На главном меню выбрать раздел «Физические лица».
- Далее выбрать пункт «ИНН. Получить или узнать».
- Система перенаправит пользователя на другую страничку, где нужно выбрать пункт «Я хочу встать на учет в налоговый орган (получить ИНН)».
- Прочитав вводную информацию нужно нажать на кнопку «Перейти».
- Заполнить заявление (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство, адрес текущего и предыдущего места жительства (пребывания), дата регистрации).
- Указать отделение, в котором удобно получить готовый документ.
- Нажать кнопку «Отправить».
Совет! После уведомления о готовности свидетельства, получить его можно в любой рабочий день в ближайшем отделении ФМС.
Через портал «Госуслуги»
Авторизованные юзеры, имеющие подтвержденную учетную запись, получают возможность воспользоваться различными услугами и заказывать документы через портал. Алгоритм действий пользователя выглядит следующим образом:
- Вход в личный кабинет на сайте gosuslugi.ru.
- Выбор нужной услуги.
- Заполнение заявления формы 2-2 У.
- Выбор места получения документа.
- Отправка заявления на рассмотрение.
С помощью Почты России
Если вопрос, как сделать ИНН, серьезно беспокоит гражданина, но предыдущие способы по тем или иным причинам недоступны для него, можно воспользоваться услугами Почты России. Для этого потребуется:
- скачать бланк заявления и правильно заполнить его;
- сделать копии необходимых документов и нотариально заверить их;
- вложить все необходимое в конверт и оформить почтовое отправление (заказным письмом с описью вложения);
- отправить письмо на адрес выбранного отделения ФНС.
Уведомление о готовности заказанного свидетельства поступит в личный кабинет пользователя, а также на адрес электронной почты и в виде СМС на номер мобильного телефона (если он указывался при регистрации аккаунта).
Получение налогового свидетельства – важный этап в жизни совершеннолетнего гражданина. Чтобы оформление не превратилось в тягостный процесс, нужно выбирать подходящий способ получения и действовать.