Потеря родственника или знакомого является тяжелым испытанием для близких людей. Несмотря на это, в таких случаях родные незамедлительно должны собраться с силами и взять на себя многие обязательства. Одним их важных вопросов, с решением которого нельзя откладывать, является оформление имущества покойного. На сегодняшний день существуют упрощенные процедуры обращения с заявлением в госорганы. Например, вступить в наследство можно через «Госуслуги», что сэкономит время и позволит не отпрашиваться с работы.
Кто может подать заявление
Согласно действующему законодательству, получить имущество умершего могут как родственники, так и знакомые, которые:
- упомянуты в завещании;
- имеют право наследования по закону.
Каждый дееспособный гражданин может распорядиться судьбой всего нажитого им имущества еще при жизни путем нотариального оформления своей воли в форме завещательного документа. В такой бумаге, составляемой при нотариусе, указываются лица, которые смогут стать собственниками указанных тут же ценностей.
Справка. Завещательный документ позволяет передать все нажитое в течение жизни тому, кто по мнению покойного, лучше всего достоин его вещей. Поэтому вступить в права наследника по завещанию могут не только родные, но и друзья, знакомые и совершенно посторонние умершему человеку лица.
Если покойный не оставил завещания, к наследованию будут призываться преимущественно родственники, согласно установленной в законе очередности. В зависимости от того, кто из близких покойного находится в живых, наследство может перейти как к детям, так и к иждивенцам.
Все претендующие на наследство граждане должны заявить о своих правах в срок, не позднее 6 месяцев с даты наступления трагического события.
Процедура оформления
Процесс перевода оставленного имущества в собственность не является быстрым. Для того, чтобы заявить о своих правах, наследники для начала должны подготовить следующие документы:
- официальное подтверждение смерти;
- свидетельства о родственных связях;
- завещательные распоряжения;
- выписки из ЕГРП о зарегистрированной на покойного недвижимости;
- договоры о приобретении ценностей и т.д.
Для получения вещей и ценностей, оставленных наследодателем, необходимо обратиться к нотариусу, который занимается наследственным делом умершего. Для того, чтобы не терять время в очередях, заявление о вступлении в права наследника можно подать и без посещения нотариальной конторы следующими способами:
- через территориальный центр предоставления государственных услуг;
- через единый интернет-портал «Госуслуги».
Информация. Вплоть до 2018 года обратиться за вступлением в наследство можно было только к нотариусу. Направление заявлений такого характера через электронные сервисы стало новшеством только этого года, поэтому получение имущества умершего родственника через МФЦ или «Госуслуги» пока пользуется популярностью у населения.
Обращение в центры предоставления госуслуг
Упрощенный порядок вступления в права наследника доступен не для всех лиц, которые хотели бы получить оставленные умершим ценности. Подать заявление не через нотариальную контору могут только наследники первой очереди, к которым относятся:
- дети, рожденные или усыновленные покойным;
- родители;
- супруги.
Явившись в территориальный отдел многофункционального центра, претенденты должны заполнить заявление, подтверждающее намерение принять оставленное им имущество. Обращение имеет установленную форму, которая подразумевает указание следующих данных:
- ф.и.о., реквизитов паспорта заявителя;
- ф.и.о., года рождения покойного;
- реквизитов подтверждающего кончину документа;
- степени родства;
- наименования и характеристики имущества, которое полагается к переоформлению;
- даты подачи.
К заявке о выдачи документа на наследовании прикладываются все документы, подтверждающие указанные в ней сведения, а также квитанция об оплате государственной пошлины.
Принятие обращения фиксируется в единой системе Центра госуслуг путем присвоения уникального номера. Об этом заявителю вручается расписка с датой окончания рассмотрения его запроса.
Подача заявления через интернет
Для тех наследников, которые имеют аккаунт на сайте gosuslugi.ru и подтвердили в ней свои личные данные, с этого года стал доступен вариант направления электронной заявки на наследство через «Госуслуги». Для ее составления нужно совершить следующие действия:
- выбрать категорию «Услуги» на главной странице;
- нажать на поиск «Заявление на выдачу свидетельства»;
- заполнить представленную форму;
- добавить отсканированные в pdf-формате документы;
- выбрать ведомство, в которое удобно явиться за получением ответа.
Запрос можно подать в любое время суток. Система проверяет введенные данные на формальное соответствие и регистрирует обращение. Не позднее следующего рабочего дня такое заявление получает соответствующее подразделение МФЦ и начинает с ним работу.
Важно. После получения информации о готовности документации, заявитель должен явиться за ней в указанное в электронном сообщении ведомство. Документы не будут выданы без оплаты наследником госпошлины.
Если после проверки сведений у МФЦ не возникнет никаких вопросов, в назначенный срок заявитель получает свидетельство о праве на наследование. Без этого документа невозможна регистрация права собственности ни на полученную по наследству квартиру, ни на машину, ни на любое другое ценное имущество.
Заявки на получение оставшегося после смерти родственника имущество обрабатываются МФЦ в течение 10 рабочих дней, в то время как нотариус не выдаст никаких правоустанавливающих документов раньше 6 месяцев. Несмотря на быстрые сроки, данный способ нельзя использовать любым потенциальным наследникам, ведь при наличии нескольких очередей наследников, а также завещания или спора между несколькими претендентам, с наследством должен разбираться только нотариус.